Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Гранты

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Издания кафедры

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Отзывы о кафедре

Контакты


Проф. Стелла Наумовна Цейтлин ,зав. лабораторией детской речи, руководитель постоянно действующего семинара по онтолингвистике

 К юбилею доктора филологических наук
профессора Стеллы Наумовны Цейтлин

23 февраля отметила свой юбилей доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка, заведующая лабораторией детской речи, бессменный руководитель отделения Петербургского лингвистического общества «Постоянно действующий семинар по онтолингвистике» Стелла Наумовна Цейтлин.
Термин «онтолингвистика» (наука о становлении и развитии языка в онтогенезе) уже давно хорошо знаком всем, кто занимается языкознанием, а поскольку онтолингвистика – одно из основных направлений научных исследований РГПУ им. А.И.Герцена, мы решили рассказать читателям нашей газеты о Санкт-Петербургской онтолингвистической школе и ее основателе и руководителе – профессоре Цейтлин.
С.Н. Цейтлин – вдохновитель исследований детской речи в России – впервые переступила порог нашего вуза в 1967 году, поступив в аспирантуру, а в 1969 г. она начала преподавать на кафедре русского языка. С самого первого дня работы в ЛГПИ им. А.И. Герцена Стелла Наумовна искала точки пересечения интересов языковедов и студентов педагогического вуза и поэтому занялась проблемами освоения языка ребенком. Вела лингвистический кружок, на заседаниях которого анализировали книгу К.И.Чуковского «От двух до пяти» и на основе веселых глав этой книги делали серьезные выводы об основных путях освоения языка ребенком. Так в сотрудничестве со студентами зародилась новая наука – наука о языке ребенка.

С.Н.Цейтлин смотрит подарок от учеников - книгу, изданную к юбилею
В 1989 г. С.Н.Цейтлин защитила докторскую диссертацию, посвященную детским речениям, таким, как, например «Я уже выпальтилась и разгалошилась», «Петя меня просыпает», «А нам сегодня в садике давали на полдник сладкий пудель!». По словам самой Стеллы Наумовны, в то время она была «чистым лингвистом»: в детских отступлениях от правил – инновациях – в первую очередь искала ответы на вопросы, волнующие языковедов: как устроена, функционирует и развивается система русского языка. И детская речь действительно открывает широкие просторы для размышлений, помогает объяснить многие языковые факты.  Но, изучая детские инновации, С.Н. Цейтлин не могла не повернуться и к их создателю – ребенку. В исследованиях последних лет С.Н. Цейтлин смотрит на речь ребенка не только глазами языковеда, но и глазами психолингвиста и психолога, рассматривая, каким образом ребенок пользуется доступными ему языковыми средствами, как он выстраивает собственную языковую систему, необходимую и достаточную для общения с окружающими его людьми.

В 1991 г. благодаря труду, научному и организаторскому таланту Стеллы Наумовны на факультете дошкольного воспитания появилась новая кафедра – кафедра детской речи. За годы своего существования кафедра стала широко известна в России и за рубежом как первый в стране коллектив исследователей речи русского ребенка. На основе исследований, проводившихся под руководством Стеллы Наумовны, был разработан курс детской речи, который сейчас преподается не только в РГПУ им. А.И.Герцена, но и в СПбГУ, МГУ, РГГУ, университетах Череповца, Перми, Орла, Владивостока, Архангельска, Саратова, Тюмени, Барнаула.  Новая наука, выросшая на кафедре детской речи, существует на стыке научных дисциплин – лингвистики, психологии, дефектологии, педагогики – и отнюдь не оторвана от жизни за окном: наблюдения и открытия онтолингвистов помогают выстраивать научно обоснованные методики развития речи, обучения русскому языку как первому и как второму, коррекционной работы с детьми с речевой патологией, и диагностику речевого развития.
В 1993 г. была организована лаборатория детской речи, и ее заведующей с первого дня и по настоящий момент является С.Н.Цейтлин. Сотрудниками лаборатории создан и успешно работает фонд данных детской речи – крупнейшее в мире собрание видео-, аудио-, дневниковых записей, рассказывающее о становлении речи русского ребенка и речи ребенка-инофона на русском языке. Фонд данных детской речи сейчас служит основой для многочисленных исследований  речи русского ребенка в нашей стране и за рубежом и одновременно продолжает пополняться. Все, кто знает Стеллу Наумовну, оказываются вовлеченными в наблюдения за речью своих внуков, детей или младших братьев.

В 1990 г. С.Н.Цейтлин стала членом Международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL), в течение 6 лет входила в исполнительный комитет данной организации, являясь координатором исследований от России. Более 260 научных работ опубликовано Стеллой Наумовной, среди них «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи», изданные в 2009 г. в Москве, первый в России учебник по детской речи («Язык и ребенок: лингвистика детской речи»), пособие «Речевые ошибки и их предупреждение», выдержавшее 4 переиздания и широко известного учителям русского языка, методистам, лингвистам.
Стелла Наумовна –  не только талантливый ученый, но обладает и еще одним редким талантом – даром объединять вокруг себя людей, увлекать их своим любимым делом. На протяжении многих лет она готовила аспирантов не только в Санкт-Петербурге, но и в Архангельске, и в Череповце. Ее ученики живут и работают в Москве, Новосибирске,  Томске, Берлине, а в конце 2012 г. под руководством С.Н. Цейтлин Натальей Рингблом была блестяще защищена докторская диссертация, посвященная речи русско-шведский билингвов. На ежегодные весенние конференции «Проблемы онтолингвистики», организуемые лабораторией детской речи, в Петербург приезжают с разных концов света: из российских городов – Москвы, Орла, Вологды, Пскова, Новгорода, Владивостока, Саратова, Ульяновска, Кемерова, Перми, Белгорода, Иванова, Барнаула, Воронежа, Ростова-на-Дону, Абакана, а также из Германии, Нидерландов, Швеции, Израиля, Китая, США, Польши, Болгарии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украины, Белоруссии, Казахстана.

 


Круг проблем, обсуждаемых на этих конференциях, тоже ежегодно расширяется: формирование грамматического компонента языковой системы, становление семантических категорий в речи, освоение чтения и письма, проблемы восприятия речи, в том числе художественного текста, овладение словарем и вопросы строения ментального лексикона ребенка, метаязыковая деятельность детей, особенности речи, обращенной к маленькому ребенку и др. Кроме «классического» возраста, обозначенного К.И. Чуковским, – от двух до пяти – ученые обращаются и к самым ранним стадиям освоения речи, и к особенностям речи школьников, и к русской речи взрослых иностранцев и носителей языка. Границы онтолингвистики постоянно расширяются: теперь это наука, изучающая не только язык ребенка, но и речь людей разного возраста в ее становлении и изменении.
Одна из глав учебника С.Н.Цейтлин по детской речи посвящена удивительному явлению нашей разговорной речи – народной этимологии. Это явление заключается в искажении звукового облика слова, происходящего в поисках смысла. Оказывается, многие дети убеждены в том, что говорить нужно не «юбилей», а «любилей»  – день,  когда тебя все хвалят и любят. Но у Стеллы Наумовны Цейтлин –  удивительного ученого-энтузиаста, тонкого и наблюдательного лингвиста, замечательного человека – так много почитателей и соратников, что наши «любилейные» торжества не заканчиваются в феврале: двери лаборатории детской речи всегда открыты для любителей научного поиска, для тех, кто интересуется проблемами развития ребенка и становления его речи.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГУЮ СТЕЛЛУ НАУМОВНУ!

 

 

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна