Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Контакты

 

 


 

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(Санкт-Петербург, 31 мая - 2 июня 2004 г. )

ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(С.Н.Цейтлин)

Конференции по детской речи (онтолингвистике) проводятся в России в последнее десятилетие практически ежегодно, что отражает возросший интерес к данной проблематике. С каждым годом число участников увеличивается, а круг обсуждаемых проблем становится все разнообразнее. До сих пор основным организатором таких конференций был Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (1994, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.) В отдельные годы инициативу брал на себя Череповецкий государственный университет, в котором работает группа участников постоянно действующего семинара по детской речи (онтолингвистике). данном случае инициатором конференции по детской речи был Институт лингвистических исследований РАН (отдел теории грамматики, возглавляемый членом-корреспондентом РАН А.В. Бондарко). В качестве соучредителей выступил ряд учреждений, в которых ведутся научные исследования в данной области: Институт языкознания РАН (Москва), Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. Значительная часть авторов - участники всероссийского постоянно действующего семинара по онтолингвистке (лингвистике детской речи), существующего с 1993 года.

В конференции приняло участие много зарубежных исследователей из западноевропейскх академических учреждений и университетов - коллеги из Германии (У. Штефани, К. Саппок, М. Краузе, Д. Биттнер, К. Кирш, Е. Дизер, Дж. Хаберхауер), Австрии (В. Дресслер, М. Краузе), Швеции (Н. Рингблом), Польши (Д. Кебзак-Мандера) и др. Из Казахстана приехала на конференцию А. Шаяхметова. "География" российских участников также очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, Иваново, Воронеж, Барнаул, Томск, Череповец, Саратов, Челябинск, Пермь, Борисоглебск, Великий Новгород).

Открыл конференцию член-корр. РАН А.В. Бондарко, подчеркнувший значимость исследования речи ребенка для современной лингвистики.

Первый день был посвящен пленарным докладам. Т.В.Черниговская в докладе, носящем полемическое название "Language acquisition device: где оно?" рассмотрела вопрос о вкладе нейролингвистики в современную психо- и онтолингвистику, особенно подробно остановившись на проблеме локализации речевых функций в мозгу человека. Она высказала предположение о том, что лингвистические данные относительно способов освоения такого сложного в морфологическом отношении языка, каким является русский, могут быть чрезвычайно любопытны при обсуждении данных проблем. В.У. Дресслер, являющийся в течение ряда лет координатором международного кросслингвистического проекта, посвященного стадиям пре-и протоморфологии в освоении разных языков, в докладе, носящем название "How Does a Chill Discover Morphology?" рассказал о том, что освоение морфологии начинается сразу в нескольких областях одновременно, каковы именно эти области - определяется типом языка. В немецком языке это образование множественного числа существительных, создание сложных слов и глагольное словоизменение, в литовском и славянских языках это глагольное словоизменение, образование форм числа и падежа и т.д. Открытие морфологии ребенком осуществляется на стадии перехода от преморфорфологии к протоморфологии. Остается пока открытым вопрос о том, почему у одних детей этот период является более коротким, чем у других.

Доклад С.Н. Цейтлин был тесно связан с предыдущим докладом по проблематике. Он был посвящен освоению русским ребенком морфологии и представлял собой реализацию так наз. конструктивистского направления в онтолингвистике, оппозиционного по отношению к нативистской научной парадигме. Данный подход основан на убеждении, что ребенок в состоянии самостоятельно сконструировать грамматику своего родного языка путем бессознательного анализа речевого инпута. Тот же подход лежал в основе доклада известного специалиста в области детской речи Урсулы Штефани (Кельн), доклад которой носил название "Tense, Aspect and Mood in Early Child-Greek Utterance-Level Constructions, a Usage-Based Approach". Т.И. Зубкова (Санкт-Петербург), в течение ряда лет изучающая разные стратегии освоения языка, на этот раз рассказала о двух стратегиях построения вербального текста школьниками и студентами. И.Г. Овчинниковой (Пермь) рассматривалась индивидуальная вариативность построения дискурса. Материалом, на основе которого проводился эксперимент, послужила знаменитая серия картинок "Frog -where are you?" В.Б. Касевич (Санкт-Петербург) поделился интересными результатами ассоциативного эксперимента, осуществленного совместно с Е.В. Ягуновой и А.В. Смирновой, в ходе которого выяснилось, что перцептивный лексикон индивида включает не лексемы, а словоформы. Доклад К. Саппока (Бохум) был посвящен детской речи как объекту социолингвистики. Анализировались звучащие тексты русских детей, пересказывающих все тот же сюжет "Frog-story". Особое внимание было уделено разграничению нейтральной и ненейтральной интонации в речи детей, причем смена интонации целиком определялась коммуникативной ситуацией.

В докладе известного специалиста в сфере ранней коммуникации Е.И. Исениной (Иваново) рассматривалось влияние структуры и динамики того, что автор называет базовыми качествами матери, на речевое развитие ребенка. Утверждалось, что влияние этих качеств четко определяется возрастным периодом общения - тот фактор, который был основным в одном возрасте, становится абсолютно незначимым в другом.

В докладе известного саратовского психолингвиста К.Ф. Седова предлагался новый подход к изучению коммуникативной компетенции, которому автор присвоил название ретроспективного, - подход, который позволяет рассмотреть так наз. речевую биографию человека, двигаясь от ее "взрослого" состояния к детскому, т.е. совершать своего рода реконструкцию.

Приехавшая из Екатеринбурга Т.А. Гридина посвятила свой доклад метаязыковой деятельности ребенка, а именно мотивационной рефлексии как ее важному компоненту.

Г.Н. Чиршева (Саратов), автор двух монографий, посвященных детскому двуязычию, говорила о пользе раннего билингвизма, полемизируя с противниками данной точки зрения. Доклад Л.А. Пиотровской (Санкт-Петербург) был основан на материалах ее материнского дневника и касался того, что она предложила именовать сложными знаками. Под сложным знаком она понимала соединение вокализации с жестом.

Первый рабочий день закончился круглым столом, на которым рассматривались некоторые современные методы исследования детской речи. Большая часть времени была посвящена родительским опросникам как способам сбора материала. М.Б. Елисеева (Санкт-Петербург) познакомила присутствующих с адапатированным к русскому языку вариантом Мак-Артуровского "Опросника коммуникативного развития ребенка". Адапатация была осуществлена с разрешения авторов опросника (американских исследователей Ф. Дейла и Л. Фенсона) сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А.И.Герцена год назад, и в настоящее время производится сбор данных по России. Многие из присутствующих выразили желание принять участие в этой работе. Второй сюжет, обсуждавшийся на круглом столе, - возможность использования в исследованиях детской речи международной системы CHILDES. Данная система была разработана Б. Мак-Винни и К. Сноу и получила широкое распространение во всем мире. М.Д. Воейкова (Санкт-Петербург) и Н.В. Гагарина (Берлин) поделились опытом работы с этой программой и рассказали о созданном ими автоматическом морфологизаторе, предназначенном для анализа русского материала.

Во второй и третий день работа была организована по секциям. Работало пять секций: "Усвоение звуковой стороны речи. Чтение и письмо"; "Детская грамматика", "Онтогенез лексических единиц", "Детский дискурс", "Билингвизм и метаязыковая деятельность".

Секцией "Усвоение звуковой стороны речи. Чтение и письмо" Руководили Г.М. Богомазов и В.Б. Гулида. Из десяти заявленных докладов состоялось 8. Г.М. Богомазов (Москва), развивая идеи Л.В. Щербы о существовании двух грамматик: грамматики говорящего и грамматики слушающего, предложил разграничить две фонологии: фонологию говорящего и фонологию слушающего. Ребенок в процессе онтогенетического развития должен освоить как ту, так и другую. Осваивая язык, он переходит от "щербовской" фонемы к фонеме в понимании московской школы, что и обеспечивает постепенное становление его грамотности. В.Б. Гулида (Санкт-Петербург) рассказала о своих наблюдениях над фонетической стороной речи двух русских девочек, переехавших в США. Рассматривались изменения в их артикуляторной базе и просодических характеристиках их речи на русском языке. А.И. Лысенко (Санкт-Петербург) предложила оригинальную теорию формирования фонемной структуры в детской речи. Материалом послужили записи речи ребенка в возрасте от 9 месяцев до 3 лет. По мнению автора, на ранних этапах развития ребенок стремится передать наиболее яркие характеристики исходного слова: признаки согласных в ударном и первом заударном слогах, губной согласный. На втором этапе для сохранения ритмико-слоговой структуры слова необходимое количество слогов достраивается с помощью редупликации.

В докладе И.В. Королевой (Санкт-Петербург) "Роль морфемы в визуальном распознавании слова" высказывается предположение, что при переходе от слогового чтения к пословному дети проходят этап "поморфемного" чтения, т.е. разбивают слова с прозрачной морфологической структурой на знакомые им морфемы.

Н.П. Павлова (Череповец), занимающаяся процессами детского письма, рассматривает стратегии ребенка, использующего в одних случаях процедурные, в других - декларативные знания.

Т.В. Кузьмина (Санкт-Петербург) предложила рассматривать детские написания как своего рода зеркало, в котором отражается система правил русского письма. То, что дети осваивают эти правила в определенной последовательности, свидетельствует о наличии их внутренней иерархической организации.

Е.А. Аввакумова (Барнаул), представляя свое совместное с Н.Д. Голевым исследование, убедительно рассказала о том, каким образом дети осваивают морфематический принцип русской орфографии. Исследователи убеждены в том, что дети в состоянии овладеть без вмешательства взрослых значительной частью орфографических правил.

В секции "Детский дискурс" состоялось два заседания.

В.В. Казаковская (Санкт-Петербург) рассмотрела вопросо-ответные единства в диалоге "ребенок-взрослый" со стороны семантической. Вопросы делятся на диктумные и модусные, диктумные в свою очередь подразделяются на квалитативные, посессивные, темпоральные и прочие. Начальные диктумные вопросы представляют собой тест - вопросы, и являются, в сущности, псевдовопросительными.

Н.А. Лемяскина (Воронеж) в течение ряда лет занимается проблемами коммуникативного сознания младшего школьника. Этому вопросу был посвящен и этот ее доклад. Достаточно необычный сюжет для доклада избрала Е.Е. Ляксо (Санкт-Петербург) - вокальные имитации в диаде "мать-ребенок". Также имитациям, но применительно к речи детей четвертого года жизни посвятил свой доклад А.Н. Корнев (Санкт-Петербург). Этот доклад сопровождался демонстрацией видеоматерилов, как и следующий за ним - совместный доклад А.Н. Корнева, В.В. Люблинской и Э.И. Столяровой, в котором рассматривались проблемы интерактивного диалога между детьми.

На втором заседании той же секции было заслушано еще 5 докладов. Москвички Т.В. Базжина и О.Е. Громова посвятили свой доклад детским монологам-пересказам. Анализировались две основные стратегии, используемые детьми: репродуктивная и продуктивная.

В.В. Дементьев (Саратов) предложил вниманию присутствующих доклад на тему "Прямая и непрямая коммуникация в онтогенезе". В докладе была продемонстрирована специфика непрямой коммуникации, присущая детскому возрасту. Е.А. Костылева (Санкт-Петербург) познакомила аудиторию с результатами своего эксперимента, посвященного восприятию детьми алексического, т.е. лишенного узуальных корневых морфем, текста. Доклад вызвал живую дискуссию. Доклад К.В. Гарганеевой (Томск) был посвящен цитатам, являющимся органической частью речевой продукции детей дошкольного возраста, и их роли в речевом развитии ребенка. С данным докладом перекликался по проблематике доклад Т.А. Кругляковой (Санкт_Петербург), в котором речь шла о роли ритмических структур в восприятии стихотворного текста дошкольниками.

Активно работала секция "Детская грамматика". Все намеченные 13 докладов состоялись, были выслушаны с вниманием, по некоторым из них разгорались дискуссии, связанные как с крайней актуальностью проблематики, так и с разнообразием исследовательских подходов именно в данной области. Не случайно именно в данной секции оказалось максимальное количество докладов (5) зарубежных коллег, которые ыли сделаны на английском языке.

Н.К. Онипенко (Москва), являющаяся одним из авторов известной монографии "Коммуникативная грамматика" (совместно с Г.А. Золотовой), сделала интересный доклад, посвященный возможностям применения идей коммуникативной грамматики в исследованиях детской речи. Присутствующие отметили, что многие из положений коммуникативной грамматики действительно уже реализованы в работах онтолингвистического направления.

М.Д. Воейкова (Санкт-Петербург) остановилась на функции диминутивов в речи взрослых, обращенной к ребенку. Особый интерес аудитории вызвало сообщение о том, что диминутивизация существительных способствует облегчению усвоения системы склонения существительных.

Доклад польской исследовательницы Дороты Кебзак-Мандеры (Краков) носил название "Analyzing Child Language Data Coming from Different Sources: a Paper Inspired by Tomasello`s 2004 Work". Исследовательница подробно рассказала о достоинствах и недостатках двух основных методов сбора материала детской речи: дневниковых записях и магнитофонных и видеорасшифровках. Сообщение инициировало длительную и плодотворную дискуссию.

В докладе Д. Биттнер и Н.В. Гагариной (Берлин) речь шла о видовой интерпретации ранних глагольных форм в немецком и русском языках. Обсуждался вопрос о специфике аспектуальности в разных языках и об отражении этой специфике в особенностях освоения детьми их родного языка.

М.А. Еливанова посвятила свое выступление освоению русскими детьми категории локативности, а точнее - того ее фрагмента, который относится к разряду общих пространственных отношений.

Дж. Хаберхауер (Тюбинген) - молодой немецкий русист, занимающийся проблемами освоения русскими детьми родного языка. В ее сообщении был представлен опыт семантической классификации глаголов в русской детской речи.

В докладе В.Л. Бровко (Санкт-Петербург) рассматривался вопрос о конструкциях, включающих компонент, представленный формой творительного падежа существительного при переходных глаголах. Рассматривалось появление и функционирование данных конструкций от типа предиката. Выявилась существенная закономерность: чем конкретнее значение предиката, чем очевиднее и ощутимее результат действия, которое он выражает, тем легче ребенку освоить ту или иную синтаксическую конструкцию.

Доклад Ю.П. Князева (Великий Новгород) был посвящен особенностям детского письменного нарратива - главным образом, тому, как представлены в этом нарративе отношения обусловленности. Заслуживающим внимания оказалось то обстоятельство, что порядок освоения смысловых отношений между ситуациями в детском письменном нарративе повторяет порядок их появления в нарративе устном.

Вызвал интерес у присутствующих материал, содержащийся в докладе М.Ф. Рукк (Москва) "Глубина предложений детских письменных текстов: на материале русского языка". Действительно, иерархия синтаксических связей в предложении может служить важным показателем развития речи детей. В большинстве выступлений по данному докладу, однако, были высказаны предложения учитывать глубину предложения менее формальным способом.

К. Кирш (Ниймеген) рассказала о случаях нестандартного использования глагола "делать" в речи русских детей, напоминающих нестандартное использования глагола "do" у англоговорящих детей. Большинство присутствующих, однако, предложили иную интерпретацию продемонстрированных примеров, высказав предположение, что такое употребление провоцируется вопросом, задаваемым ребенку.

Доклад В.А. Еливановой (Санкт-Петербург) был посвящен интереснейшей проблеме - способам выражения отрицания на ранних этапах синтаксического развития. Этот вопрос давно рассматривается на материале английского и других языков, но русский языковой материал впервые стал объектом изучения в данном отношении.

Н.В. Пятницкая (Череповец) рассказала об освоении русским ребенком падежной системы, остановившись более подробно на способах овладения родительным падежом. Доклад был основан на материалах Фонда данных детской речи кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена. Следует отметить, что именно этот собираемый коллективными усилиями материал лежал в основе 20 докладов из представленных 75, что свидетельствует о его чрезвычайной значимости для современной российской онтолингвистики.

О.Б. Сизова остановилась на особенностях выбора ребенком падежных флексий в атрибутивных сочетаниях. Основным материалом, который подвергался анализу, были данные собственного родительского дневника О.Б. Сизовой.

Секция "Онтогенез лексических единиц" оказалась самой многочисленной по количеству заявленных докладов (17), из которых 15 реально состоялись.

Г.Р. Доброва (Санкт-Петербург), автор недавно опубликованной монографии, посвященной освоению персонального дейксиса, аргументировала близость местоимений и терминов родства, опираясь на возможность эгоцентрического использования не только первых, но и вторых.

Е.В. Селедкина (Череповец) посвятила свое выступление использованию в речи детей раннего возраста глаголов "идти-ходить" и их префиксальных производных.

Активно обсуждалась проблема освоения детьми категории модальности. Четыре доклада было посвящено этому сюжету. М. Краузе (Вена) рассматривала модальные маркеры в речи русских детей дошкольного возраста. Также модальные маркеры оказались в центре внимания Н.Г. Мальцевой (Саратов), только при этом речь русских детей сопоставлялась с речью английских детей. Доклад Е.А. Офицеровой был посвящен модальному оператору "нельзя" в активном и пассивном лексиконе ребенка второго-третьего года жизни. Основным материалом, на котором делались наблюдения, был ее собственный родительский дневник. В.М. Швец (Череповец) занимается проблемой освоения ребенком эпистемической модальности. Придерживаясь широко понимания модальности, она стремилась показать, что основная разновидность эпистемической модальности - так наз. простая достоверность характерна для детских высказываний уже на чрезвычайно ранних стадиях онтогенеза.

Т.В. Попова (Екатеринбург) и А.Д. Палкин (Москва) поделились сведениями, полученными в результате проведения ассоциативного эксперимента в школе. В одном случае речь шла о том, каким видится современным учащимся школа, во втором - то, что стоит для современного школьника за словом "человек". Также ассоциативный эксперимент использовала Г.А. Жуковская (Санкт-Петербург) для выявления структуры ассоциативных полей учащихся разного возраста (учеников начальных классов, средних классов и студентов ). Еще один доклад на материале изучения детских ассоциаций был сделан Ж.В. Савчук (Москва).

Интересен был доклад Н.И. Кулаковой (Санкт-Петербург), который был посвящен формированию семантических связей слова в онтогенезе. В качестве метода исследования использовались толкования, даваемые детьми и взрослыми. Выяснилось, что принципиальных различий в способах толкования нет, главное различие состоит в том, что поиск слова детьми носит менее осознанный характер: дети часто основываются на первой или единственной связи толкуемого слова.

Несколько особняком стоял доклад Л.В. Балашовой (Саратов) "Концепт "детство" в метафорической системе языка", который был связан не столько с языком самих детей, сколько с отражением в речи взрослых их представлений о ребенке.

О.Г. Сударева (Санкт-Петербург) посвятила свой доклад темпоральным лексемам "вчера-сегодня-завтра", объединение которых трактовалось как кластер. В докладе была убедительно продемонстрирована неразрывная связь когнитивного и речевого развития ребенка.

Доклад Е.П. Черногрудовой был посвящен пониманию пословиц детьми младшего школьного возраста.

Одной из самых интересных секций оказалась секция, связанная с детским билингвизмом.

Поскольку этот сюжет в теоретическом отношении является достаточно новым, данная секция была фактически проведена как междисцплинарная: детское двуязычие, как известно, представляет собой совокупность самых разнообразных проблем - не только лингвистических, но и психологических, социальных и педагогических. В центре внимания, конечно, были проблемы лингвистические.

А.К. Шаяхметова (Алма-Аты) рассказала о ситуации, сложившейся в Казахстане, заключающейся в массовом стабильном казахско-русском двуязычии среди коренного населения, осуществляющего речевую деятельность на двух языках и использующего речевые средства того или другого языка в зависимости от коммуникативной ситуации.

Интереснейшим был доклад Ю.В. Николаевой, живущей и работающей в настоящее время в Риме. Ведя наблюдения над собственными детьми, являющимися естественными русско-итальянскими билингвами, Ю.В. Николаева пришла к выводу о наличии особого важного качества языкового сознания билингва, которое предложила назвать когнитивной гибкостью. В сознании малолетнего билингва изначально закладываются две различные языковые картины мира, причем вырабатывается способность к переключению с одного когнитивного и языкового кода на другой.

Также на наблюдениях над речевым поведением собственных детей был построен доклад шведской исследовательницы Н. Рингблом, материалом для которого послужили ошибки, допускаемые детьми в русском языке. Было высказано предположение, что одновременное освоение двух языков может по-разному происходить даже в одинаковых социальных условиях - могут играть роль разного рода психологические и нейропсихологические факторы, природу которых еще предстоит изучить.

Фундаментальное исследование Е. Дизер (Тюбинген) было посвящено анализу освоения категории рода трехъязычным ребенком.

В докладе М.Б. Елисеевой и О. Наумовой (Санкт-Петербург) рассказывалось о языковых самоисправлениях ребенка и о его реакции на исправления его речи взрослым. Авторы придерживаются широкого понимания метаязыковой деятельности, видя ее зачатки у детей двухлетнего возраста.

Была также организована и презентация стендовых докладов, в которой приняли участие О.В. Федорова (Москва), А.Н. Судобина (Москва), Е.О. Бухарова и А.Н. Иванова (Москва), М.А. Часовская (Симферополь), И.Г. Маланчук (Красоноярск).

На заключительном заседании был рассмотрен ряд вопросов - о статусе онтолингвистики. К.Ф. Седов считает ее частью психолингвистики, но многие из присутствующих не были с ним согласны, настаивая на праве онтолингвистики на самоопределение в ряду лингвистических наук. Обсуждался также вопрос и о необходимости преподавания детской речи в высших учебных заведениях страны.

Участники конференции договорились о тематике следующей конференции - предполагается, что она будет междисицплинарной и будет посвящена разным аспектам (не только лингвистическим, но также психологическим и педагогическим) детского двуязычия. Ее планируется провести в 2005 году.

Рабочими языками конференции являлись русский и английский.

Материалы конференции были опубликованы до начала конференции и розданы всем ее участникам.

Доктор филологических наук, профессор С.Н. Цейтлин.

 

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна