Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Гранты

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Издания кафедры

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Отзывы о кафедре

Контакты


 

Галина Радмировна ДОБРОВА - доктор филологических наук, профессор кафедры детской речи РГПУ им. Герцена

 


Закончила факультет русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена (в то время – ЛГПИ им. А.И. Герцена) в 1979 г. Работала учителем русского языка и литературы в средней школе. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию по кафедре русской литературы. С 1985 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена: сначала – как преподаватель-почасовик кафедры русской литературы, затем – как ассистент кафедры русского языка для нефилологических специальностей, затем – как доцент кафедры детской речи. После защиты докторской диссертации по теории языка («Онтогенез персонального дейксиса: личные местоимения и термины родства»), посвященной изучению детской речи, стала профессором кафедры детской речи. Имеет около 100 научных публикаций, из них – более 10-ти на английском языке. В течение ряда лет участвовала в международном проекте с университетом Рейкьявика, Исландия (профессор. Х. Рагнарсдоттир); проект был посвящен исследованию усвоения семантики терминов родства и родственных отношений русскими, исландскими и датскими детьми. Принимала участие в работе и выступала с докладами на более чем 20-ти международных конференциях, в том числе – в США, Франции, Италии, Испании, Нидерландах, Португалии, Турции и др. странах. Сфера научных интересов в настоящее время – индивидуальные различия в речи детей (в том числе – так называемые референциальные и экспрессивные дети), возрастная социолингвистика. В различные годы читала и читает такие лекционные курсы и спецкурсы, как «Русский язык и культура речи», «Детская речь», «Онтолингвистика», «Когнитивное и речевое развитие ребенка», «Диагностика речевого развития ребенка», «Общее и индивидуальное в речевом развитии ребенка» и др. Руководит работой магистрантов и аспирантов.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ подробнее


Публикации для скачивания

1. О специфике номинативной функции антропонимов в детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. трудов – Л., 1989. – С. 83–92.

2. Личные именования (лингвистические особенности восприятия и воспроизведения детьми дошкольного возраста): Методическая разработка и учебные задания для студентов факультета педагогики и психологии дошкольного воспитания. – Л., 1990. – 50 с.

3. Двусловные личные именования «имя + отчество» в речи детей и взрослых (семантический и словообразовательный аспекты) // Ономастика Поволжья: Материалы шестой конф. по ономастике Поволжья. Ч. 1. – М., 1991. – С. 117–126.

4. Отражение в детской речи этимологических, народно-этимологических, деривационных и псевдодеривационных отношений антропонимов // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб. науч. трудов. – СПб., 1992. – С. 49–57.

5. Основные процессы ономастического словообразования при модификации детьми имен и фамилий // Российский этнограф: Этнологический альманах: Ономастика. Ч. 2: Грамматика собственных имен: Регион. Ареал. Диалект. – М., 1993. – С. 130–139.

6. Acquisition of nouns denoting people by one Russian child: universal and individual in cognitive models Workshop on cognitive models of language acquisition. –Tilburg, 1994. P. 15–16.

7. Confusion and Substitution of Nouns Denoting People Made by Children // Psycholinguistics as a Multidisciplinarily Connected Science: Proceedings of the 4th ISAPL International Congress (June 23–27, 1994). Vol. II. – Cesena, 1996. – P. 230–235.

8. Personal pronouns in early Russian acquisition VII International Congress for the study of child language. Istanbul, 1996, p.122-123.

9. К вопросу о зависимости первых детских высказываний с «я» от категории времени // Категоризация мира: пространство и время: Материалы науч. конф. – М., 1997. – С. 101–107.

10. Усвоение детьми чужих пространственных (зрительных) точек зрения как когнитивная предпосылка усвоения дейксиса // Материалы XXVII межвуз. научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов (16–22 марта 1998 г.). Вып. 13: Секция общего языкознания. – СПб., 1998. – С. 84–89.

11. О некоторых особенностях семантической структуры многозначного слова в детской речи // Язык. Система. Личность. – Екатеринбург, 1999. – С. 98–106.

12. Осознание детьми речевой роли говорящего на ранних стадиях речевого онтогенеза // Когнитивные аспекты языкового значения 2: Говорящий и наблюдатель: Межвуз. сб. науч. трудов. – Иркутск, 1999. – С. 17–25.

13. Personal pronouns in Early Russian Acquisition // VIII International Congress for the Study of Child Language. Abstracts. University of the Basque Country Press, 12–16 July 1999. – San Sebastian (Spain), 1999. P. 85–86.

14. Усвоение детьми «перцептуальных» и «релятивных» компонентов семантики терминов родства // Материалы XXVIII межвуз. научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов (15–22 марта 1999 г., Санкт-Петербург). Вып. 16: Секция общего языкознания. Ч. 2. – СПб., 1999. – С. 3–7.

15. Personal Names Versus 1st Person Pronouns in Self-Reference of Russian Children Aged 1.4–3.0 // Psycholinguistics on the Threshold of the Year 2000: Proceedings of the 5th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics. – Porto, 1999. – P. 293–296.

16. The Acquisition of Spatial Points of View as a Cognitive Prerequisite for the Acquisition of Deixis: Evidence from Russian Children’s Speech Perception and Production // Psychology of Language and Communication. – 1999. – Vol. 3, № 2. – P. 73–82.

17. Соотношение «онтогенетических универсалий» и языковых / этнокультурных уникалий (на материале усвоения детьми слов релятивной семантики) // Материалы XXIX межвуз. научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов (13–18 марта 2000 г., Санкт-Петербург). Вып. 14: Секция общего языкознания. Ч. 2. – СПб., 2000. – С. 26–32.

18. Усвоение детьми личных местоимений: онтогенез персонального дейксиса // Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 1: Речь ребенка: ранние этапы. – СПб., 2000. – С. 115–146.

19. Усвоение детьми терминов родства «брат»/«сестра» // Язык. Система. Личность. – Екатеринбург, 2000. – С. 196–208.

20. Функция первых падежных форм личных местоимений в начальной детской грамматике // Теоретические проблемы функциональной грамматики: Материалы Всеросс. науч. конф. (Санкт-Петербург, 26–28 сентября 2001 г.). – СПб., 2001. – С. 250–256.

21. Значение слова и речевые смыслы для взрослого и для ребенка (на материале понимания и использования терминов родства) // Научные чтения – 2001: Материалы конф. (Санкт-Петербург, 17–18 декабря 2001 г.): Приложение к журналу «Язык и речевая деятельность» (т. 4, ч. 1). – СПб., 2002. – С. 46–55.

22. К вопросу о восприятии элементов персонального дейксиса ребенком и обезьяной: что же на самом деле является прерогативой только человеческого разума? // Труды Уральского психолингвистического общества: Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 1. – С. 77–87.

23. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). – СПб., 2003. – 492 с.

24. Усвоение детьми терминов и отношений родства // Человек / Рос. Академия Наук. – 2003. – № 3. – С. 108–119.

25. Эволюция личных местоимений и терминов родства в онтогенезе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Научный журнал, 2003, № 3 (5): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право). – С. 115–125 скачать PDF

26. The Role of Decentration in Language Acquisition // Psycholinguistics, a Multidisciplinary Science of 2000: What Implications, What Applications? Proceedings of the VIth International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL). – Caen (France), 2004. – P. 127–130.

27. Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики – 2007. Материалы международной конференции (21-22 мая 2007 г. – Санкт-Петербург) 210-летию РГПУ им.А.И.Герцена посвящается. – СПб.: Златоуст, 2007. – С. 57–64. скачать PDF

28. Усвоение детьми раннего возраста слов релятивной семантики: к вопросу о валидности Мак-Артуровского опросника // Проблемы онтолингвистики – 2007. Материалы международной конференции (21-22 мая 2007 г. Санкт-Петербург) 210-летию РГПУ им.А.И.Герцена посвящается. – СПб.: «Златоуст», 2007. – С. 65–68. (Соавт. В.Д. Королев.)

29. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3–6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение // Возраст как фактор речевого поведения. Сборник статей. Пермь: Изд-во ГОВПО Пермского гос. ун-та. 2007. 0,9 п.л. скачать

30. Г.Р. Доброва - "Воздействие психолингвистических и социолингвиситческих факторов на стратегию освоения детьми языковой системы" Гуманiтарний вiсник державного вищого навчального закладу «Переяслав-Хмельницький державний педагогiчний унiверситет iмени Григорiя Сковороди». Науково-теоретичний збiрник. Вип. 12. Переяслав-Хмельницкий, Украина. Изд-во Переяслав-Хмельницкого пед. ун-та, 2007. (скачать)

31. Г.Р. Доброва (Санкт-Петербург)О вариативности речевого онтогенеза: референциальная и экспрессивная стратегия освоения языка ( скачать)


 

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна